Следуя этим принципам, вы сможете полноценно понять задачу заказчика и разработать программное решение, которое принесёт ему реальную пользу. А значит, заказчик будет доволен результатом.
Предлагаю начать сначала. У ИТ-команд возникает частая проблема понимания истинной потребности заказчика. Посмотрите, что хотел и имел в виду заказчик, и как на его запрос отреагировали сотрудники ИТ.
ЧТО ХОЧЕТ ЗАКАЗЧИК
ЧТО ДЕЛАЕТ ИТ
Последствия проблемы могут быть разными:
Принцип 1. Подготовка к встрече для сбора требований
Для подготовки к встрече нужно создать повестку, которая содержит миссию, багаж, бюджет, ожидаемое решение и план встречи.
Миссия переговоров в «мире заказчика»
В «МИРЕ ЗАКАЗЧИКА»
«Багаж» встречи
Под «багажом» подразумевается все, что помешает или поможет решению задачи. Будет ошибкой не предупредить заранее про нехватку времени, ресурсов или компетенций, возможные проблемы, которые мешают решению задачи.
Бюджет встречи
Сколько времени уже потрачено на работу над задачей, планируемое время встречи. На этапе сбора требований, возможно уже потрачено время и ресурсы на проработку задачи, важно это учесть при встрече.
Ожидаемое решение
Получить подробное описание контекста задачи клиента, сформулировать образ результата, понять сроки и причины их установки, ограничения и риски, которые есть у клиента.
План встречи
Сформулируйте повестку встречи и в самом начале встречи начните с нее.
Пример повестки встречи:
Принцип 2. Понимание контекста заказчика
В зависимости от того, насколько вам знаком заказчик, является ли он внешним клиентом или это сотрудник бизнес-подразделения вашей компании соберите информацию о контексте решаемой задачи. Цель этого шага — понять, как устроена “внутренняя кухня” заказчика, чтобы при решении задачи учитывать контекст выполняемой работы. Недостаточно понять какое программное решение хочет заказчик. Нужно понять какую задачу решает заказчик этим продуктом.
Вопросы для внешних клиентов:
Вопросы для внутреннего заказчика:
Принцип 3. Определение решаемой задачи
Соберите информацию о решаемой задачи заказчика. Цель этого шага — понять, что ожидает заказчик от вашего участия в проекте, какую вашу роль возлагает.
В этом помогут вопросы для внешних клиентов:
Для внутренних заказчиков:
Принцип 4. Описание результата задачи по разработке требований к ПО
Подробно соберите требования к результату. Задавайте вопросы, которые позволят проверить потребности заказчика на прочность.
Варианты вопросов:
При переходе в детальный сбор требований к ПО стоит учесть, что они могут быть разного характера:
Бизнес-требования
Проработайте детально с заказчиком бизнес-требования и метрики. Бизнес-требования — ожидания бизнеса к функционалу и решаемой задаче, бизнес-требования должны включать метрики — способ оценки успеха реализации бизнес-требований. Бизнес-требования можно описывать в форме утверждений.
Проблема в бизнес-требованиях
Повышение качества распознавания договора клиента.
Примечание: На время обработки заявки качества распознавания влияет незначительно, при внедрении изменении максимальный эффект — повышение среднего времени обработки на 1%, а вот простота заведения карточки клиента, приведет к сокращению среднего времени обработки заявки на 20%
Правильно собранные бизнес-требования
Сокращение времени обработки договора клиента от момента обращения до момента подписания и выдачи документов клиенту с 30 до 15 мин.
Примечание: Требование может быть, но недостаточное, чтобы закрыть потребность заказчика, такие инциденты могут быть каждый день, и решаться за 10 минут, суммарное время простоя в месяц — 300 мин.
Обеспечение доступности сервиса Интернет-банка не менее 99,9% в месяц (≈ 43 мин. в месяц).
Нефункциональные требования
Нефункциональные требования описывают требования к работе системы и должны учитывать требования к производительности, безопасности, интеграции с другими системами, ограничения в дизайне и реализации. Бизнес-заказчик скажет о требованиях, связанных с бизнес-задачами: ответит на вопросы по планируемым мощностям (какой ожидается наплыв клиентов, заказов, заявок), какие требования к безопасности, функционированию, если они установлены внешними регулирующими органами со стороны бизнес-заказчика.
Обязательно в части нефункциональных требований зафиксируйте требования к логированию и измерению качества, там где это возможно, чтобы при запуске сервиса у вас сохранялись фактические значения отражающие функционирование сервиса, которые можно встроить в единый дашборд отражающий наблюдаемый бизнес-процесс целиком.
Принцип 5. Учет ожиданий
В завершении к встрече уточните информацию по срокам, ограничениям клиента, возможным рискам, референсам на подобные работы, которые представляет, когда ставит задачу.
Сроки
Участники
Ограничения
Риски
Референсы
Что дальше
В конце встречи устно проговорите ключевые моменты, которые обсудили с клиентом:
В конце встречи спросите, что еще заказчик хотел бы рассказать и согласуйте дату и время следующей встречи.
После встречи в течение текущего дня, в крайний случай на следующий рабочий день вышлите протокол с зафиксированными требованиями и поставьте в календарь следующую встречу, чтобы согласовать зафиксированное понимание задачи.
Материал создан на собственном опыте, знаниях полученных в Школе Бюро Горбунова и у Максима Ильяхова. Напишите комментарий, если для вас было полезно.
Для удобства по ссылке материал в форме doc-инструкции.